новости разведки

новости генетика

тема недели

интересное о предках

новое о динозаврах

ботаника

статьи Соколова Д.Б.

зоология

юриспруденция

биографии великие

словарь терминов

Юмор

каталог сайтов

друзья

новости сайта

награды сайта

биннеры сайта

об авторе

 

 

выставочные стенды москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. И.В. Гете - основатель морфологии растений   

 

   Биология обязана Гете созданием целого раздела - учению о форме (морфология). Работы Гете появились в самом конце Классической эпистемы, в конце XVIII века. Они поистине были лучом света, среди нагромождения многочисленных систематизированных и бессистемных исследований в неведомой дотоле области знания о строении растительных тел, той области, которой он дал название «морфология».

      Морфология растений как наука начала свое существование с опубликования работы Гете «Опыт объяснения метаморфоза растений» (1790г.), где он не только ввел в науку само понятие «морфология», но и дал образцы блестящих сравнительно-морфологических исследований.  К этой работе тесно примыкает изложение морфологических взглядов в стихотворной форме в произведении «Метаморфоз растений» (1798г.). Гете объяснил природу основных растительных образований: клубней и плетей (столонов), почек (зачаточных побегов) и самое главное - бутонов и цветков. Он не только описал факты различных метаморфозов, но и дал их объяснение («утончением соков» в растениях) и классификацию. Его гениальной догадкой было объяснение природы плодолистика как видоизмененного листа. Его воззрения относительно листовой природы всех органов сейчас могут показаться спорными, но принципы и задачи новой науки не вызывают сомнения,  хотя  поиск архетипа - «прарастения» может вызвать у кого-либо удивление.   

   В  ХIX веке представления Гете получили дальнейшее развитие в трудах крупнейших ботаников. В частности, листовая природа плодолистика была научно доказана в трудах Р. Броуна (1822, 1833, 1836 г.) и О.П. Декандолля (1827г.)» (Культиасов И.М.,  Павлов В.Н., 1972 - С.71).

   По мнению авторов середины ХХ века,  «К области морфологии растений в широком ее понимании относится изучение формы, строения и истории индивидуального развития растений (онтогенеза), а также изучение формирования их в процессе исторического развития (филогенеза)» (Курсанов Л.И. и др., 1958, с.218). Недаром многие анатомы растений предпочли называться морфологами, и дело здесь не в терминологии, задачи морфологии много шире, чем у анатомии. Для понимания истоков этой науки, которая одна из первых была привлечена сторонниками дарвинизма и СТЭ к объяснению и подтверждению их основных положений, следует кратко разобрать работу Гете. Науковедческий интерес представляет не только само основное произведение Гете, но и его дополнения, особенно о его ботанических путешествиях.

   Начинается это  произведение небольшим вступлением «Оправдание замысла», где автор  рассказывает о противоречии эмпирического и теоретического методов познания, а также о необходимости публикации своих записок из-за политической ситуации в Германии. (Веймар в 1806 году был захвачен французами и подвергся разграблению).

   В «Пояснении намерений» Гете делает следующую пометку о морфологии: «В процессе развития искусства, знания и науки можно поэтому найти много попыток основать и разработать учение, которое склонны назвать морфологией. В столь различных формах такие попытки проявляются, об этом  будет речь в исторической части»( Гете И.В., 1957, С.11). И далее, определяя морфологию, он высказывается более ясно: «... если мы хотим дать введение в морфологию, то, мы, собственно, не можем говорить о форме; а   употребляя это слово, во всяком случае можно иметь при этом в виду только идею, понятие или нечто,  лишь на мгновение схваченное в  опыте.»(Гете И.В., 1957 с. 12). Далее интересны следующие его строки:  «Нет ведь сомнения в том, что растение, особенно дерево, являющееся нам индивидуумом, состоит из отдельных частей сходных как  между собой, так  и с целым. Сколько растений размножается отводками! Глазок последнего побега какого-нибудь плодового дерева выгоняет ветку, которая в свою очередь образует целый ряд подобных глазков; и таким же путем идет размножение с помощью семян. Это развитие бесчисленного множества одинаковых особей из лона материнского растения.»(Гете И.В., 1957, С.13).  «... содержание этих страниц, если даже их теперь сочтут лишними, следует  рассматривать  исторически, и пусть они служат свидетелями тихой, упорной и последовательной деятельности» ( Гете И.В., 1957, с.19).

   Гете старался выявить единый закон, формирующий все разнообразие внешних растительных органов из одного производного, справедливо полагая, что таким образом «...мы  познаем законы превращения, по которым она одну часть производит из другой и разнообразнейшие формы образует  посредством видоизменения одного единственного органа» (Гете И.В., 1957, с.21).

   Поэт-натуралист понимает под метаморфозом «процесс, посредством которого один и тот же орган оказывается многообразно измененным»(Гете И.В., 1957, с.22).   Он выделяет три типа метаморфоза, однако, только правильный метаморфоз как бы восходит от нижних органов к венцу природы - половому размножению. Гете  отмечает по этому поводу: «... в последующем изложении мы будем рассматривать только однолетнее растение, непрерывно развивающееся от семени до плода.»( Гете И.В, 1957, С.22). И наконец, по мнению Гете,  неправильный метаморфоз понимался как изменения связанные с уродствами.

      Разберем это небольшое произведение в соответствии с отдельными его главами.  Первый раздел начинается рассказом о «первой части растений» -  о семядолях. Вначале появляются первичные листья, семядоли, они крепятся с помощью первого узлового места растения.  Второй раздел описывает развитие стеблевых листьев  между узлами. Здесь рассматривается переход от одного типа листа к другому.  Возникновение узлов, одного из другого, описывается следующим образом: « На стеблях, замкнутых от узла к узлу, у злаков, у трав, тростников это бросается в глаза; в меньшей мере у других растений, совершенно полых внутри и наполненных сердцевиной или скорее некоей ячеистой тканью» (Гете И.В., 1957, с.28)

    Третий раздел посвящен цветению растений,  здесь всего два подраздела.    «Можно самым отчетливым образом доказать, как мне кажется, что листья чашечки - это те самые органы, которые до сих пор были видимы в качестве стеблевых листьев, а теперь, часто, в очень измененном виде, оказываются собравшимися около одного общего центра»( Гете И.В., 1957, с.30) - теоретизирует Гете в четвертом разделе, который так и назван «Образование чашечки». Гёте был непревзойденный наблюдатель, причем, его наблюдения велись на основании четко поставленной системы. Он говорит о том, что все сложное разнообразие растительных форм  имеет происхождение из простого прототипа (если это орган растения, то это лист; если это раскидистое сложное растение, то это прото-растение). Гёте замечает так же,  что у многих растений формула цветка постоянна, и это служит основой для систематики и гербаризации. Не отходит он от своей системы, даже, при упоминании о колеблющихся числах чашечек одного и того же растения.  Он  видит в этом исключением из правил,  и  считает возможным замкнуть все особенности в узкий круг   понятий образующих единый закон.

    В пятом разделе, «Образование венчика», убедительно доказывается родство венчика с чашечкой. Это делается на примере гвоздики, где в основной чашечке можно обнаружить вторую чашечку, которая имеет на своих концах нежные окрашенные зачатки лепестков.

    Шестой раздел посвящен образованию тычинок. Явление метаморфоза изучается Гёте на растениях семейства Канны.

    В седьмом разделе рассказывается о нектарниках. Здесь мнение Гёте ошибочное, так как по современным исследованиям они негомологичные элементам цветка.

        Восьмой раздел дополняет шестой и называется «Еще кое-что о тычинках.» С помощью теории спиральных сосудов Гёте доказывает родство кажущихся разнородными частей растения. Об оплодотворении Гёте не имеет четкого представления, о чем говорит следующая цитата: «Тонкая материя, которая развивается в пылинках, кажется нам пылью; но эти шарики пыльцы являются лишь сосудами, содержащими весьма тонкий сок. Потому мы присоединяемся к мнению тех, кто утверждает, что этот сок всасывается пестиками, к которым прикрепляются пылинки, и так  осуществляется оплодотворение. Это становится тем более правдоподобным, что некоторые растения не образуют пыльцы, а выделяют одну лишь влагу» (Гёте И.В., 1957, стр.39).

   Девятый раздел посвящен образованию столбиков, так Гете называет пестик. В конце раздела приводится пример  чередования таких явлений как «расширение» и «сжатие». Сами по себе эти понятия не были развиты дальнейшими исследователями, но они характеризуют пытливую мысль Гете, который  почти подошел к идеи  о стадийном   развитии растений.

    Десятый раздел рассказывает о плодах,  одиннадцатый  о семенах, причем и здесь  также говорится о «сжатии» и «расширении».

    Для целостного понимания работы Гете важен двенадцатый раздел. В нем автор делает своеобразный итоговый отчет о своем исследовании. Что же пытается он постичь в рассматриваемом разделе своей небольшой работы? Во первых, он замечает: «мы проследили внешнюю форму растения во всех превращениях, от ее развития от семени до нового образования такового»           ( Гете И.В.,1957, с.45). Во вторых, далее он пишет: «мы направили наше внимание на проявление тех сил, с помощью которых растение постепенно видоизменяет один и тот же орган» (Гете И.В., 1957, с.46). В заключении,  Гете выводит необходимость рассказать о почках, так как они скрыты под каждым листом, а именно из листьев, сопровождающих узлы, выводились все формы растений.

   Про почки сказано в тринадцатом разделе. Здесь автор делает, подчас, не совсем верные  выводы из своих наблюдений (например, о родстве почек с семенами), но право же, его можно простить, прочитав прекрасные иллюстрационные описания, вроде нижеприводимого: «почка состоит из более или менее развитых узлов и листьев, обеспечивающих дальнейший рост Боковые ветви, возникающие из узлов растения, должны, очевидно, рассматриваться как особые растеньица, которые также держатся на материнском теле, как  последнее - на земле» (Гете И.В., 1957, с. 47).

   Следующие три раздела носят названия: «Образование сложных цветов и плодов», «Проросшая роза» и  «Проросшая гвоздика». Здесь доказывается авторский тезис о том, что природа заканчивает   развитие растения  цветком, высшей стадией (по Гете) своего роста. 

    Семнадцатый раздел, он называется «Линнеева теория антиципации» интересен для понимания отношения Гете к работам основателя «новой ботаники». Его восхищение Линнеем, на первых порах изучения растений, в дальнейшем подвергается изменению и доходит до здравой способности спорить с этим авторитетом науки. Если в начале своего «ботанического пути» Гете признается, что «после Шекспира и Спинозы самое сильное влияние оказал на меня Линней»( цит. по Кон Ф., 1901 с.80), то с годами у него появляется и иное мнение. В 1785 году он посылает из Ильменау Шарлотте фон Штейн письмо, содержащее следующие строки:«... Линнеевская философия  ботаники при мне, я надеюсь, что мне наконец удастся прочесть ее последовательно в этом одиночестве: до сих пор я только мельком заглядывал в нее». (кроме книги «Philosophia botanica» у Гете имелись другие сочинения Линнея : «Genera plantarum» (1752),  « Fundamenta botanices» (1747) и «Systema vigetabilium» (1779, 1784 и 1825)) (Кон Ф., 1901). А в рассматриваемом нами разделе можно прочесть: «:...Так он (К.Линней) развил свою теорию, относящуюся, собственно, к почкам деревьев, не обращая особого внимания на однолетние растения, ибо он ясно мог видеть, не так хорошо подходит к последним, как к первым. По его учению пришлось бы считать, что каждое однолетнее растение, собственно говоря, предназначено природой расти шесть лет, а этот более длительный срок оно сразу антиципирует в период цветения и плодоношения и затем увядает»  (Гете И.В., 1957, С.53).

    Заканчивается работа Гете кратким резюме, которое так и называется «Повторение».  Растение,   по его мнению, проявляет двоякое свойство своей жизненной силы.  Первое - образование стебля и листьев, т.е. рост и второе - 

размножение, заканчивается цветками и плодами. Он также  пошел далее своих предшественников в направлении сокращения числа основных органов.  Было высказано предположение, что основным элементом строения тела растения является лист, который изменяется на протяжении онтогенеза, давая новые образования, одинаковой с ним природы. По Гете, как уже было отмечено,  все органы растения, начиная с семядолей и кончая корнем, это видоизменение листа. В дальнейшем, идеи Гете создали почву для возникновения разнообразных морфологических теорий, таких как теория фитона, теория анафита, теорию филлоризы. Фитонистические взгляды разделяли такие крупные ботаники как Ада Грей, Дельпино, Челаковский, Веленовский и др (Первухина, 1970). Многие современные авторы считают, что «идея Гете об особом единстве листа, определенного участка стебля (в первую очередь узла, от которого лист отходит) и почки поблизости от него (пазушной) достойна развития» (Нухимовский Е.Л., 1997). 

    Если говорить о научной значимости теории метаморфоза Гете, то вполне можно согласится с мнением В.И. Вернадского, который видел ценность научного наследия поэта-натуралиста, не столько в конкретном фактическом материале, сколько во вкладе в единый «научный аппарат» мирового естествознания, «в котором растворилась, но не пропала научная жизненная работа натуралиста Гете» (Вернадский В.И., 1981, С.247). Идея целостного изучения природы, невозможность разделения ее на независимые друг от друга части, ариадниной нитью проходит через все описание ботанических изысков великого поэта.

    Итак, мы достаточно фрагментарно рассмотрели содержание и этапы создания работы И.В. Гете «Метаморфоз растений», постаравшись увидеть связь работы поэта-натуралиста с непростыми  социокультурными условиями конца XVIII века, появления морфологической парадигмы в рамках классической эпистемы. Опираясь на широкие исследования Л. Я. Бляхера  про истории морфологии данного периода и рассматривая в методологическом ключе бляхеровской концепции работы Гете по основам морфологии растений можно сделать следующие три основных вывода.

     1. Морфология растений не является наукой вышедшей из недр систематики, как считают некоторые ученые, более того, собственно морфологическими и в этом их ценность, следует называть именно гетевские исследования, по содержанию близкие исследованиям классиков морфологии животных данного времени.

     2. Первоначальная исследовательская концепция морфологии растений нечисловая, не аналитическая, а синтетическая, направленная на изучение живого растения в природе без его искусственного членения.

     3.  Не кажется случайным, что мир растений в конце восемнадцатого века  заинтересовал именно поэта. Изучение растений испытывало в это время свой эпистемологический подъем, медицинская и сельскохозяйственная парадигмы  достигли наивысшего уровня расцвета, появилась систематика, «морфология ждала своего исследователя» и   царство Флоры получило не только ученого, но и Поэта.

   Благодаря своим исследованиям в области метаморфоза растений, Гете начинает критически относится к общепринятым воззрениям Линнея. Он замечает: «причина, помешавшая Линнею подвинуться дальше вперед, состояла в том, что, различные, заключенные друг в друга круги растительного тела – наружную кору, внутреннюю, древесину, сердцевину – он рассматривал как одинаково действующие, в равной степени живые и происхождение  частей цветка и плода приписывал этим различным кругам ствола ... Однако, это было только поверхностное наблюдение, которое при ближайшем рассмотрении нигде не подтверждается» (цит. по Серебряков К.К., 1941, с.209).

   Теория метаморфоза растений долго не могла найти приверженцев среди современников Гете. Об этом свидетельствуют два нижеприводимых мнения ученых начала и середины XIX века. Ученый, современник Гете, Карл Фридрих Кильмейер, критически относился к его морфологическим работам, считая Гете только великим поэтом. Однако, преклонение перед авторитетом великого поэта не помешало ему в одной из своих  лекций сказать следующее: « Над вопросом... каковы условия при которых иные органы превращаются в цветки, каковы законы и причины этих превращений, испытывали себя Линней, Вольф и Гете. Однако никто из них не разрешил его, даже, быть может, не уяснил себе сущность вопроса. Линней пришел к ответу ближе всего, трактовка Вольфа содержит меньше всего неправды, ответ Гете дает больше других истин, добытых наблюдением (erfahrungsmassige Wahrheiten),

но истины по существу не достигает» (цит. по Канаев И. И. , 1974, с.63).  Он говорит далее, что Гете объяснил столь же мало, как и его предшественники, следующая его цитата  о теории метаморфоза дает об этом его мнении достаточно четкое представление: «Эта теория  в сущности вовсе не теория. Основы и самый факт ясно представлены однако сущность проблемы не стала яснее» (цит. По Канаев И.И., 1974, с.63).      

   Исследователь растений, Шлейден, считает, что при нашем наблюдении, первое, что бросается в глаза – это форма растений. О соотношении формы с сущностью растения наблюдатель не может судить, но наука о формах (т.е. морфология), по его мнению самая важная часть ботаники.  «... она должна стремится к познанию законов, предварительно же по крайней мере подчинить разнообразие явлений общим воззрениям, подвести их под правила и исключения, и таким образом, постепенно приближаться в установлении истинных природных законов» (Шлейден М., 1862, с.  91-92)  -- такую задачу он ставит перед морфологией. Рассуждая о растительном первообразе, который предлагает Гете, Шлейден, замечает, что под этим названием поэт-натуралист «разумел растение идеальное, осуществление которого природа словно положила себе задачей , которой она достигла более или менее полно в отдельных растениях» (Шлейден М., 1862, с. 92). С Гете Шлейден полемизирует, считая, что подведение процессов природы под человеческие отношения, только лишь пустая игра. «Природа, смотря по точке зрения, с которой мы смотрим на нее, есть либо произведение слепых сил, действующих по законам, не допускающим исключений, и тут не может быть речи ни о плане, ни о большем или меньшем совершенстве, потому что все подчинено строгой необходимости; либо она является нам живым творением Божества, и в таком случае   и план и исполнение его и в целом и в частностях равно совершенны и окончены, но для человека равно таинственны и непостижимы. Но и с другой стороны идея Гете о растительном первообразе грешит неясностью, потому что мы не узнаем, как представлять себе этот первообраз».(Шлейден М., 1862, с.92).  Однако, находя противоречия в суждениях Гете, Шлейден, воздает должное его ясному уму и по сути дела предлагает сходную с гетевской концепцию: «... под этим первообразом должны разуметь растение, представляющее нам в возможно простом виде возможно высшее развитие растительного типа, так что из него можно вывести все низшие ступени развития через простое опущение или сокращение, все равносильные через сочетание и осложнения его форм» (Шлейден СМ., 1862, с.93). И далее Шлейден предпринимает попытку вывести идеальное изображение курослепа (Anagallis arvensis), и далее он  пытается   наглядно показать выведение важнейших морфологических понятий, таких как, стеблевые органы, ось, листовые органы, корень, тычинки, пыльник и т.д.

   Общение с творческим наследием Гете не может не вдохновлять, стихотворная манера изложения научных исследований подкупает. Воздадим же и мы должную хвалу автору рассмотренного интересного труда по исследованию растений в следующих рифмующихся строках:

   Первому морфологу растений

 

Вместо эпиграфа: У царства Флоры есть всеми признанный Князь -Карл Линней, но не следует забывать, что у нее есть и свой Поэт - Иоган Вольфганг Гете.

 

Среди детей прекрасных Флоры,

В маленьком веймерском саду,

Читал поэт книгу природы

Исходный  архетип ища  всему.

 

Наука о растеньях вышла с колыбели,

Классифицируют, у кого сколько сил.

Зеленый мир из трав, кустов, деревьев

Линней своей системой  расчленил.

 

А здесь, в тиши лесов Тюрингских,

Поэт иначе мыслит,  и вступает в спор.

Не разделять, системою природу,

Живое не лишать естественности форм.

 

Опередив научный мир,   на полстолетья,

Непризнанный учеными, в науке дилетант,

Создав из простоты  листка, теорию фитона,

Он морфологию из мнений хаоса поднял.

 

Однако,  рядом с именем Линнея

Не ставят до сих пор имя его.

Зачем же не поймет официозная наука,

Что Гете с морфологией -- единое  одно.

 

За то, что был  он признанным поэтом,

Певцом не фауны и флоры, но души

От ботанических его изысков

В тон мнений общих, отвернуться не спеши.

 

Давай споем  хвалу, творцу метаморфоза

Средь восхищения его стихом,

Пусть рядом с Шиллером стоит по музе.

В ботанике, с Линнеем,  рядом встанет  он

С. 383 -384).  Гете наблюдал явление поляризации света и, здесь, ему более посчастливилось, чем в споре о природе света. С помощью экспериментов он установил «что поляризация света, падающего с разных сторон небесного свода, различна и сопряжена с положением солнца» (Канаев И.И., 2000, С.151). Из этого был сделан ряд практических выводов, например о расположении окон в мастерских художников (одно на северной стороне, другое на восточной) для лучшего колористического сочетания. С точки зрения историка интересна заключительная часть гетевской работы по хроматике. Здесь он обнаруживает недюжинный талант историографа, подробно разбирая историю изучения данного вопроса.

    Очень грустно, что признание широких научных кругов поэт-естествоиспытатель получил только на склоне жизни. Об этом он сам пишет в письме к зоологу Карусу, посвятившему ему свою книгу по сравнительной анатомии,  следующим образом: «старость не может испытать большего счастья, чем чувствовать себя врастающей в молодое поколение, чувствовать, что растет с ним теперь дальше. Годы моей жизни, которые я, отдаваясь естествознанию, должен был проводить в одиночестве, так как я был в противоречии со своим временем, теперь идут мне в высшей степени на пользу, потому что я чувствую себя в согласии с современностью, находясь на той возрастной ступени, когда обычно исключительно хвалят прошедшее...» (цит. по Канаев И.И, 2000, С.201).

Исследователи растений: Гете

1) Биография

2) Общий взгляд на научные интересы Гете

3) Основы морфологии растений

4) "История моих ботанический исследований" - научный дневник Гете

5) Афоризмы, идеи Гете и развитие морфологии растений в XX веке

6) Приложение, список использованной литературы

К стартовой странице Д.Б.Соколова и списку статей>>>

  

Сайт создан в системе uCoz