новости разведки

новости генетика

тема недели

интересное о предках

новое о динозаврах

ботаника

статьи Соколова Д.Б.

зоология

юриспруденция

биографии великие

словарь терминов

Юмор

каталог сайтов

друзья

новости сайта

награды сайта

биннеры сайта

об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общий взгляд на научные интересы Гете

 

   Научные интересы Гете настолько широки, что невозможно, даже коротко рассказать,  в рамках небольшого раздела, о всех его исследованиях в различных областях естествознания.  Достаточно указать на то, что наряду с 56-ю томами его литературного наследия в наиболее полном, т.н. веймарском собрании сочинений присутствуют 12 томов с научными работами. Гете занимался остеологией, зоологией, ботаников, оптикой, создав собственную (отличную от ньютоновской) теорию света, метеорологией, минералогией и другими науками. В этом кратком обзоре мы остановимся на его наиболее известных работах.

   Занятие естественными науками было такой же потребностью для Гете, как и работа над литературными произведениями. Его своеобразный взгляд на окружающий мир  хорошо иллюстрируется стихотворением в прозе, которое так и называется «Природа». Для понимания работ Гете в области естествознания имеет смысл привести его полный текст:                       

   «Природа! Мы ею окружены и объяты — бессильны выйти из нее, бессильны глубже в нее проникнуть. Непрошенная, без пре­дупреждения, она нас вовлекает в свой хоровод и кружит, покуда мы, уставшие, не выскользнем из ее рук.

   Она создает вечно новые образы; то, что есть — того не было, что было — уже не повторится, все ново, хоть все и старо.

   Мы живем среди нее, но ей чужды. Непрестанно говоря с на­ми, она не выдает нам своей тайны. Мы постоянно на нее воз­действуем, но власти над ней не имеем.

   Индивидуальность как будто бы главное для нее. Но индиви­дуумов она и знать не хочет. Она вечно строит и вечно разрушает; и мастерская ее неприступна.

   Она вся живет в детях. А сама мать,— где она? Она вели­чайшая художница, от простейшей материи поднимающаяся до величайших контрастов; без всякого видимого напряжения — до величайшего совершенства, до полнейшей точности; и все под покровом какой-то мягкости. Каждому из ее созданий дана особая сущность, каждое ее явление — обособленное понятие, все вмес­те, однако,— единое целое.

   Она дает спектакль; видит ли она его сама, мы не знаем; она разыгрывает его для нас, стоящих поодаль.

    Природа — это вечная жизнь, становление и движение, но с места она не трогается. Она изменяется вечно, не зная ни еди­ной минуты покоя. О неизменности она не помышляет, и покой проклят ею. Она тверда. Ее поступь размеренна, исключений она почти не знает; ее законы незыблемы.

   Она мыслила и мыслит постоянно, но не как человек, а как природа. Она таит в себе собственный всеобъемлющий смысл, которого у нее никто не может перенять.

    Все люди в ней, и она во всех людях. Она дружелюбно играет с каждым, радуясь тем больше, чем чувствительнее ее обыгры­вают. Случается, что она потихоньку заканчивает игру, прежде чем партнер успевает это заметить.

    И самое противоестественное тоже природа. Тому, кто ее не видит повсюду, она не откроется нигде. Она себялюбива и бесчис­ленным множеством глаз и сердец вечно прикована к себе. Она разъединила себя, чтобы собою наслаждаться. Она постоянно растит новых обожателей и без устали предается им.

    Ее радуют иллюзии. Того, кто их разрушает, в себе ли, в других ли, она карает, как жестокий тиран. Того, кто доверчиво идет за ней, она прижимает к сердцу, как ребенка.

    Детям ее нет числа. Ни на одного она не скупится, но у нее есть любимцы, на которых она расточает свои богатства и для ко­торых многим жертвует. Она привержена к величию.

   Она выращивает свои творения из ничего и не сообщает им, откуда они пришли и куда идут. Их дело идти. Дорога ведома ей.

    У нее мало пружин, но ни одна не изношена. Все они дейст­венны и многосложны.

    Ее представление всегда ново, ибо она непрерывно постав­ляет новых зрителей. Жизнь — прекраснейшая из ее выдумок. Смерть — художественный прием для создания новых жизней.

    Она обволакивает человека туманом и вечно гонит его к све­ту. Она ставит его в зависимость от земли, делает неповоротли­вым и тяжелым, чтобы снова и снова встряхивать его.

    Она одаряет потребностями, ибо любит движение. Чудо, что всей этой подвижности она добивается столь малыми средствами. Все потребности — благодеяния. Быстро удовлетворенные, они быстро вырастают вновь. Если она дарит нас еще лишней потреб­ностью, то это новый источник счастья; но вскоре она опять вос­станавливает равновесие.

    Природа каждое мгновение начинает долгий бег, и каждое мгновение она у цели.

    Она сама суетность, но не для нас, кому она внушила созна­ние своей значительности.

    Каждому ребенку она дозволяет мудрить над собой, каждому дурню — над собой возвышаться, тысячам — тупо проходить по ней, ничего не замечая; и всем она рада, и каждый счет готова оплачивать.

Ее законам покоряются, даже противясь им; она заставляет действовать с нею заодно и тех, кто хочет действовать против нее.

Все, что она дает, она превращает во благо, ибо сначала воз­водит свое даяние в потребность. Она мешкает для того, чтобы ее жаждали, спешит для того, чтобы ею не пресыщались.

Слова и речи неведомы ей; но она сотворяет языки и сердца, чтобы говорить и чувствовать ими.

 Ее венец — любовь. Только через любовь можно приблизить­ся к ней. Она разделяет пропастями все сущее и готова все погло­тить. Она все разъединила, чтобы все свести воедино. Несколькими глотками из кубка любви она возмещает все тяготы трудной   жизни.

Она — все. Она сама себя награждает, сама наказует, сама себе радуется и сама себя мучит. Она груба и нежна, страшна и прельстительна, бессильна и всемогуща.

 В ней все заключается одновременно. Прошлого и будущего она не знает. Настоящее для нее вечность. Она добра. Я славлю ее во всех ее творениях. Она мудра и тиха, у нее не вырвешь приз­нания, не выманишь дара, которого она не хочет дать по доброй воле. Она хитра, но во имя благой цели, и самое лучшее — не за­мечать ее хитрости.

Всегда целостная, она не бывает закончена. Она вершит свои дела так, что может вершить их вечно.

Каждому она является в ином образе. Она скрывается под тысячью имен и прозваний, оставаясь всегда неизменной.

Она меня ввела в мир, она же и уведет из него. Я ей доверя­юсь. Пусть распоряжается мною. Она не возненавидит свое тво­рение. Не я говорил о ней. Нет, все, что здесь правда, и все, что здесь ложь, сказано ею. Все — ее вина, все — ее заслуга». ( 1782 год  Перевод Н. Ман.)(Гете И.В., 1985, С.75 - 77).

    Первой работой Гете в области биологической науки было открытие межчелюстной кости (os intermaxillare) человека. Эта кость плохо различима у взрослого человека, так как срастается с костями верхней челюсти. Интерес Гете к  остеологии не случаен. Еще в юности он увлекался наукой об определении типов характера на основании строения лица - физиогномикой. Это увлечение под воздействием обстановки Йенского университета и под влиянием известного тогда профессора Лодера побудило Гете заняться остеологическим вопросом. До  его открытия считалось важным отличием человека от обезьяны отсутствие межчелюстной кости. Однако, это противоречило взгляду Гете, который, как мы уже было ранее замечено, всегда считал природу единой, а человека одним из ее творений. Именно, следуя этим своим взглядам на изменяемость и неизменность творений природы, Гете проводил исследование межчелюстной кости человека, осуществленное в Иене в 1784 году.  

   Открытие межчелюстной кости высоко оценивалось многими историками науки: «В сравнительной анатомии Гете принадлежит открытие межчелюстной кости у человека. До него отсутствие ее считалось одним из отличий человека, но, руководясь своей идеей единства , Гете упорно искал и, наконец, нашел ее» (Тимирязев К.А, 1939, С.380).

    Показателен метод работы Гете. Начиная с теоретических представлений о единстве строения млекопитающих,  в том числе обезьяны и человека, он приводит неоспоримые доказательства, полученные с помощью наблюдений. Причем, не на одном объекте, а сразу на трех: черепах животных, черепах эмбрионов и детей  и черепе взрослого человека с патологией. Чем не точный научный метод. А ведь многие ученые говорили о Гете как о дилетанте.

    К сожалению, судьба открытия Гете была не столь хороша, как казалось бы,  должна была сложится. Ученый мир воспринял результаты исследований Гете, только как результат работы любителя, мало, что знающего в изучаемой им области. Его оппонентами стали известные ученые того времени: Камплер, Блуменбах.. «По замыслу и по методу это была прогрессивная,  новаторская работа. Однако она была встречена и профессионалами-анатомами и публикой или с полным безразличием, или отрицательно и даже враждебно, и лишь немногие специалисты признали в печати ее фактическую сторону (Лодер в 1788 г., Зёммеринг в 1791г.. значительно позже Блуменбах)» (Канаев И.И., 2000, с.146).

   Интерес к остеологии не ограничивается у Гете открытием межчелюстной кости человека.  В 1790 году, благодаря своей концепции, он пришел к идее о позвоночном происхождении черепа, предположив, что череп -- это комбинация видоизмененных позвонков. «Основой для анатомических сопоставлений было для Гете пространственное отношение частей и их влияние друг на друга, причем эти части в соответствующих органах различных животных в основе идентичны друг другу. Исходя из этого представления, Гете высказал мысль, что череп построен из таких идентичных по идее скелетных единиц, соответствующих позвонкам» (Бляхер Л.Я., 1962, с.42).

    Гете также занимался и минералогией, это увлечение берет начало с его поездки по Германии в качестве государственного лица.  В дальнейшем он изучал минералы и собирал коллекцию в Йенском университете вместе с минерологом И. Т. Ленцем (1748 - 1832) . При работе с химическими пробами обращался за помощью к известному химику   И.В. Деберейнеру (1780 - 1749), которого Гете очень поддерживал. Он предпринимал различные геологические экспедиции, причем интересовала его не только геология. В частности, им была собрана коллекция костей ископаемых животных и эти палеонтологические находки были научно систематизированы.

    В 1815 году, узнав о работах Л. Говарда (1772 - 1864) по классификации облаков, Гете серьезно занялся метеорологией. Его деятельность быстро выразилась в практических результатах. Была основана сеть метеорологических станций в Веймарском герцогстве, а также горная станция в Крконошах в Чехии.

   Еще о двух областях естествознания нельзя не упомянуть, говоря о деятельности Гете как ученого. Это ботаника и учение о цвете, которое носит название  хроматика. О первом будет подробно сказано ниже,  хроматику Гете считал наиболее существенным  своим вкладом в науку.

   В своей работе о свете Гете основывался на созерцательное отношении к природе.  Он считал белый свет, в противоположность Ньютону, единым и неразделимым. Фауст, в его литературном произведении не принимает исследователей природы, применяющих технические методы («тиски» и «рычаги»). Взгляд этот оказался ошибочным. По мнению Гете, «существует только белый свет: падает он на мутную среду, получается синий цвет, проходит он через нее - получается красный. Гете не хотел или не мог понять, что его Urphanomen - цвета мутной среды - только частный случай, прямо вытекающий из учения Ньютона, и всю свою жизнь пытается доказать ложность этого учения, доходя в своей полемике до грубой брани, упрямо обвиняя Ньютона в обмане, отрицая даже такой основной, легко наблюдаемый факт, как синтез белого света из составляющих его цветных лучей» (Тимирязев К.А., 1939, С. 383 -384).  Гете наблюдал явление поляризации света и, здесь, ему более посчастливилось, чем в споре о природе света. С помощью экспериментов он установил «что поляризация света, падающего с разных сторон небесного свода, различна и сопряжена с положением солнца» (Канаев И.И., 2000, С.151). Из этого был сделан ряд практических выводов, например о расположении окон в мастерских художников (одно на северной стороне, другое на восточной) для лучшего колористического сочетания. С точки зрения историка интересна заключительная часть гетевской работы по хроматике. Здесь он обнаруживает недюжинный талант историографа, подробно разбирая историю изучения данного вопроса.

    Очень грустно, что признание широких научных кругов поэт-естествоиспытатель получил только на склоне жизни. Об этом он сам пишет в письме к зоологу Карусу, посвятившему ему свою книгу по сравнительной анатомии,  следующим образом: «старость не может испытать большего счастья, чем чувствовать себя врастающей в молодое поколение, чувствовать, что растет с ним теперь дальше. Годы моей жизни, которые я, отдаваясь естествознанию, должен был проводить в одиночестве, так как я был в противоречии со своим временем, теперь идут мне в высшей степени на пользу, потому что я чувствую себя в согласии с современностью, находясь на той возрастной ступени, когда обычно исключительно хвалят прошедшее...» (цит. по Канаев И.И, 2000, С.201).

Исследователи растений: Гете

1) Биография

2) Общий взгляд на научные интересы Гете

3) Основы морфологии растений

4) "История моих ботанический исследований" - научный дневник Гете

5) Афоризмы, идеи Гете и развитие морфологии растений в XX веке

6) Приложение, список использованной литературы

К стартовой странице Д.Б.Соколова и списку статей>>>

  

Сайт создан в системе uCoz