новости разведки

новости генетика

тема недели

интересное о предках

новое о динозаврах

ботаника

статьи Соколова Д.Б.

зоология

юриспруденция

биографии великие

словарь терминов

Юмор

каталог сайтов

друзья

новости сайта

награды сайта

биннеры сайта

об авторе

 

 

 

Двери от производителя: межкомнатные двери оптом - высокое качество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКА

 

Мы слышим музыку везде: в торговых центрах, в концертных залах, на автостоянках и в церквях. И даже когда вокруг нет ни одного музыкального инструмента, мы часто «слышим» какую-нибудь мелодию, звучащую внутри головы, что-нибудь тихо насвистываем или просто напеваем про себя. Если музыка занимает столько места в нашей жизни, может, любовь к ней заложена в человека от природы?

Некоторые ученые считают, что музыка - естественный продукт прогресса человеческого вида, как прямохождение или речь; она появилась на ранних стадиях человеческой истории и помогла выжить нашим предкам. Конечно, это всего-навсего предположение - однако оно имеет право на жизнь

 

Большинство экспертов пока еще склоняются к мысли, что музыка - продукт развития культуры, подобно наскальной живописи или писательства; человечество изобрело музыку, чтобы сделать свою жизнь более приятной. Мало кто из них сейчас способен всерьез признать, что музыка имеет корни в нашей биологии. Однако есть несколько аргументов, которые заставляют нас прислушаться к противоположной точке зрения и не отметать ее с порога как «бред» и «шарлатанство».

Во-первых, музыка повсеместна. От племенных танцев индейцев Амазонии до современного рэйва не такая уж большая пропасть. Любая музыка имеет существенное ритуальное значение (кто скажет, что поход с тусовкой на дискотеку или степенное, «погруженное в себя» прослушивание симфонического концерта - не ритуалы, пусть первым кинет в меня камень!).

Второй момент - время. История музыки насчитывает столько же лет, сколько и история человечества. Самый старый музыкальный инструмент, найденный археологами - костяная флейта, найденная в пещере на территории Словении. Ей более 40000 лет - в это время большая часть Европы и Северной Америки была покрыта льдами, а наши предки жили бок о бок с неандертальцами

 

Если самый старый музыкальный инструмент насчитывает около 40000 лет, то мы не совершим большой ошибки, предположив, что вокальная музыка - а попросту пение - возникло раза в два раньше, то есть около 80000 лет назад - а возможно, даже еще раньше. Примерно в то же время появились наши прямые предки, чье эволюционное развитие в конце концов привело к нашему с вами рождению. Может быть, любовь к музыке появилась вместе с нашими предками?

Обратимся к немного другой науке - медицине. По ее данным люди с повреждениями одной из долей правого полушария мозга не могут запоминать мелодии. В одном из экспериментов человек с таким повреждением не смог опознать одну-единственную мелодию, которую неоднократно для него играли! Однако после прочтения текстов к песням он корректно определил 24 из 25.

На недавней встрече ученых в Нью-йоркской Академии наук Изабель Перетц из Монреальского университета представила статистику по нескольким таким случаям. Ученые-биологи также представили результаты опытов, подтверждающие, что при прослушивании музыки активизируется именно эта доля правого полушария.

Спор решат генетики. Если они найдут гены, ответственные за восприятие и анализ музыки человеком - ситуация однозначно прояснится. С последними достижениями в расшифровке человеческого генома это не кажется таким фантастичным, как еще несколько лет назад

 

Биолог Стивен Пинкер придерживается диаметрально противоположной точки зрения и считает, что найти музыкальный ген не удастся по причине отсутствия такового. «Музыка - не больше, чем радость для наших ушей», - говорит он. Музыка - одно из тех замечательных изобретений человечества, которое делает жизнь стоящей продолжения. Однако Пинкер, по его словам, никогда не верил и не поверит в то, что музыка играла хоть какое-то значение в выживании человека как биологического вида.

Биологи используют термин «адаптивный» для описания особенности, помогающей биологическому виду выжить. Адаптивная особенность приобретается и развивается в ходе эволюции, при взаимодействии вида с внешней средой. Любая особенность, способствующая передаче генов одного индивидуума следующему поколению, является адаптивной.

Музыка - не адаптивна, говорит Пинкер. Он считает, что способность хорошо петь или безошибочно чувствовать ритм не помогла в выживании еще ни одному человеку. А вот появление и развитие музыки как культурного явления хорошо укладывается в его видение этого вопроса. Человечество изобрело и культивирует музыку именно как культурное явление, скрашивающее жизнь. Музыка нужна человеку только потому, что доставляет ему удовольствие и стимулирует эмоциональную сферу.

И никакой биологической эволюции

 

«Находчиво», - говорит Сандра Трегуб из Университета Торонто в ответ на аргумента Пинкера. - «Находчиво, но абсолютно неверно».

Трегуб путешествовала по всей планете, изучая один музыкальный аспект жизни человечества: мать, напевающую своему ребенку. На всей Земле матери делают это одинаково: высокими тонами, в медленном темпе и с выраженными оттенками звуков. Каждая культура имеет свои колыбельные - но они так похожи, что их очень легко перепутать друг с другом! «Даже если вы не понимаете языка и ничего не знаете о музыкальной культуре страны, в которой находитесь, колыбельную вы узнаете сразу!» - говорит Сандра.

По мнению Трегуб, это однозначно доказывает: музыка - не человеческое изобретение, она - врожденная потребность. Если каждая мать ощущает потребность напевать своему ребенку, причем эта потребность диктует ей как напевать - это действие инстинктивно и служит для связи матери и младенца. Спокойный младенец, тихо засыпающий под напевы своей матери, имеет больше шансов дожить до зрелости - особенно в примитивных обществах. Ведь крики ребенка привлекают хищников! А племя, не желающее проблем на свою голову, может просто изгнать такого ребенка - весьма вероятно, даже вместе с матерью. Так что если генетическая склонность к музыке начала проявляться на ранних этапах эволюции человечества, музыкальный слух мог быть одним из факторов естественного отбора.

Есть и другая возможность. Хороший слух, красивый голос, умение музыкой создать любое настроение - от глубокой печали до неудержимого веселья - повышает притягательность музыкально одаренного человека для противоположного пола. Толпы фанаток, осаждающие концерты современных групп - разве не подтверждение этим словам?

Даже сам Дарвин - основатель эволюционной теории - придерживался таких взглядов на музыку. Однако его ученики потихоньку «замяли» этот вопрос, потому что в животном мире привлечение противоположного пола - красивых хвостом, силой в схватке с конкурентом или чарующим голосом (хотя бы соловьи и кенары, да мало ли других птиц так призывают к себе подруг!) - преимущество мужского пола. В человеческом обществе музыка творится и мужчинами, и женщинами - но играет, видимо, аналогичную роль

  CПИСОК СТАТЕЙ

Сайт создан в системе uCoz