МУЗЫКА
Мы слышим музыку
везде: в торговых центрах, в концертных
залах, на автостоянках и в церквях. И
даже когда вокруг нет ни одного
музыкального инструмента, мы часто «слышим»
какую-нибудь мелодию, звучащую внутри
головы, что-нибудь тихо насвистываем
или просто напеваем про себя. Если
музыка занимает столько места в нашей
жизни, может, любовь к ней заложена в
человека от природы?
Некоторые ученые
считают, что музыка - естественный
продукт прогресса человеческого вида,
как прямохождение или речь; она
появилась на ранних стадиях
человеческой истории и помогла выжить
нашим предкам. Конечно, это всего-навсего
предположение - однако оно имеет право
на жизнь
Большинство
экспертов пока еще склоняются к мысли,
что музыка - продукт развития культуры,
подобно наскальной живописи или
писательства; человечество изобрело
музыку, чтобы сделать свою жизнь более
приятной. Мало кто из них сейчас
способен всерьез признать, что музыка
имеет корни в нашей биологии. Однако
есть несколько аргументов, которые
заставляют нас прислушаться к
противоположной точке зрения и не
отметать ее с порога как «бред» и «шарлатанство».
Во-первых, музыка
повсеместна. От племенных танцев
индейцев Амазонии до современного
рэйва не такая уж большая пропасть.
Любая музыка имеет существенное
ритуальное значение (кто скажет, что
поход с тусовкой на дискотеку или
степенное, «погруженное в себя»
прослушивание симфонического концерта
- не ритуалы, пусть первым кинет в меня
камень!).
Второй момент - время.
История музыки насчитывает столько же
лет, сколько и история человечества.
Самый старый музыкальный инструмент,
найденный археологами - костяная
флейта, найденная в пещере на
территории Словении. Ей более 40000 лет - в
это время большая часть Европы и
Северной Америки была покрыта льдами, а
наши предки жили бок о бок с
неандертальцами
Если самый старый
музыкальный инструмент насчитывает
около 40000 лет, то мы не совершим большой
ошибки, предположив, что вокальная
музыка - а попросту пение - возникло
раза в два раньше, то есть около 80000 лет
назад - а возможно, даже еще раньше.
Примерно в то же время появились наши
прямые предки, чье эволюционное
развитие в конце концов привело к
нашему с вами рождению. Может быть,
любовь к музыке появилась вместе с
нашими предками?
Обратимся к немного
другой науке - медицине. По ее данным
люди с повреждениями одной из долей
правого полушария мозга не могут
запоминать мелодии. В одном из
экспериментов человек с таким
повреждением не смог опознать одну-единственную
мелодию, которую неоднократно для него
играли! Однако после прочтения текстов
к песням он корректно определил 24 из 25.
На недавней встрече
ученых в Нью-йоркской Академии наук
Изабель Перетц из Монреальского
университета представила статистику
по нескольким таким случаям. Ученые-биологи
также представили результаты опытов,
подтверждающие, что при прослушивании
музыки активизируется именно эта доля
правого полушария.
Спор решат генетики.
Если они найдут гены, ответственные за
восприятие и анализ музыки человеком -
ситуация однозначно прояснится. С
последними достижениями в расшифровке
человеческого генома это не кажется
таким фантастичным, как еще несколько
лет назад
Биолог Стивен Пинкер
придерживается диаметрально
противоположной точки зрения и считает,
что найти музыкальный ген не удастся по
причине отсутствия такового. «Музыка -
не больше, чем радость для наших ушей», -
говорит он. Музыка - одно из тех
замечательных изобретений
человечества, которое делает жизнь
стоящей продолжения. Однако Пинкер, по
его словам, никогда не верил и не
поверит в то, что музыка играла хоть
какое-то значение в выживании человека
как биологического вида.
Биологи используют
термин «адаптивный» для описания
особенности, помогающей
биологическому виду выжить. Адаптивная
особенность приобретается и
развивается в ходе эволюции, при
взаимодействии вида с внешней средой.
Любая особенность, способствующая
передаче генов одного индивидуума
следующему поколению, является
адаптивной.
Музыка - не адаптивна,
говорит Пинкер. Он считает, что
способность хорошо петь или
безошибочно чувствовать ритм не
помогла в выживании еще ни одному
человеку. А вот появление и развитие
музыки как культурного явления хорошо
укладывается в его видение этого
вопроса. Человечество изобрело и
культивирует музыку именно как
культурное явление, скрашивающее жизнь.
Музыка нужна человеку только потому,
что доставляет ему удовольствие и
стимулирует эмоциональную сферу.
И никакой
биологической эволюции
«Находчиво», -
говорит Сандра Трегуб из Университета
Торонто в ответ на аргумента Пинкера. -
«Находчиво, но абсолютно неверно».
Трегуб
путешествовала по всей планете, изучая
один музыкальный аспект жизни
человечества: мать, напевающую своему
ребенку. На всей Земле матери делают
это одинаково: высокими тонами, в
медленном темпе и с выраженными
оттенками звуков. Каждая культура
имеет свои колыбельные - но они так
похожи, что их очень легко перепутать
друг с другом! «Даже если вы не
понимаете языка и ничего не знаете о
музыкальной культуре страны, в которой
находитесь, колыбельную вы узнаете
сразу!» - говорит Сандра.
По мнению Трегуб, это
однозначно доказывает: музыка - не
человеческое изобретение, она -
врожденная потребность. Если каждая
мать ощущает потребность напевать
своему ребенку, причем эта потребность
диктует ей как напевать - это
действие инстинктивно и служит для
связи матери и младенца. Спокойный
младенец, тихо засыпающий под напевы
своей матери, имеет больше шансов
дожить до зрелости - особенно в
примитивных обществах. Ведь крики
ребенка привлекают хищников! А племя,
не желающее проблем на свою голову,
может просто изгнать такого ребенка -
весьма вероятно, даже вместе с матерью.
Так что если генетическая склонность к
музыке начала проявляться на ранних
этапах эволюции человечества,
музыкальный слух мог быть одним из
факторов естественного отбора.
Есть и другая
возможность. Хороший слух, красивый
голос, умение музыкой создать любое
настроение - от глубокой печали до
неудержимого веселья - повышает
притягательность музыкально
одаренного человека для
противоположного пола. Толпы фанаток,
осаждающие концерты современных групп
- разве не подтверждение этим словам?
Даже сам Дарвин -
основатель эволюционной теории -
придерживался таких взглядов на музыку.
Однако его ученики потихоньку «замяли»
этот вопрос, потому что в животном мире
привлечение противоположного пола -
красивых хвостом, силой в схватке с
конкурентом или чарующим голосом (хотя
бы соловьи и кенары, да мало ли других
птиц так призывают к себе подруг!) -
преимущество мужского пола. В
человеческом обществе музыка творится
и мужчинами, и женщинами - но играет,
видимо, аналогичную роль
|