новости разведки

новости генетика

тема недели

интересное о предках

новое о динозаврах

ботаника

статьи Соколова Д.Б.

зоология

юриспруденция

биографии великие

словарь терминов

Юмор

каталог сайтов

друзья

новости сайта

награды сайта

биннеры сайта

об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шум: во благо или во вред?

Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН

Можете ли вы представить себе абсолютную тишину? Не ту тишину, когда в осеннем лесу чуть слышно, как падают листья, и не ту, когда в ночном сумраке комнаты тикают часы. А ту абсолютную, "мертвую" тишину, когда некому и нечему шуметь. Такую тишину можно создать лишь в специальных условиях, в так называемых "звукоизолированных камерах". Когда вы попадаете туда, то в первый момент кажется, что заложило уши. Затем вы начинаете слышать самих себя: биение крови в сосудах, дыхание, шорох от малейшего движения. Итак, наша жизнь проходит в шуме, причем одним из источников шума оказывается наш собственный организм.

Акустический шум в зависимости от уровня его громкости и частотного состава по-разному воздействует на слух человека. Шумы, содержащие широкий диапазон частот, с высоким уровнем интенсивности ухудшают (маскируют) восприятие звуковых сигналов. Известно отрицательное воздействие сильных шумов на функциональное состояние человека: изменяется возбудимость, усиливается утомляемость, работоспособность снижается. Шумы в узкой полосе частот при длительном и интенсивном воздействии приводят к акустической травме - повреждению органа слуха, но то, как действуют шумы малой и средней интенсивности на слуховое восприятие и функциональное состояние человека практически не изучалось. В то же время производственные и транспортные шумы средней интенсивности являются постоянными спутниками человека. Поэтому нам важно было выявить физиологические механизмы защиты от внешних и внутренних (собственная речь) шумов малой (до 20 дБ) и средней (40-60 дБ) громкости и определить, как эти шумы влияют на восприятие звука и на оценку движения его источника.

При восприятии звуков человек решает множество задач: от относительно простых - таких, как обнаружение звука, до самых сложных, связанных с распознаванием речи. Свое исследование мы начали с изучения влияния широкополосного шума на восприятие элементарного события в мире звуков: звукового щелчка с разным уровнем интенсивности. Как показатель скорости реагирования и вероятности обнаружения звукового щелчка мы исследовали простую двигательную реакцию - нажатие пальцем на кнопку в ответ на звук. Эту способность изучали с учетом бинауральных эффектов слуха: шум подавали через наушники как в то же ухо, что и сигнал (ипсилатерально), так и в противоположное (контралатерально). В первом случае информация о сигнале и шуме поступает через одни и те же слуховые пути, во втором - она объединяется только на уровне центров слуховой системы.

На фоне слабого ипсилатерального шума (до 20 дБ) время реакции на щелчок снижалось у всех испытуемых. С увеличением уровня шума до 40 дБ у большинства испытуемых оно также уменьшалось, а у некоторых - не изменялось по сравнению с ответами в тишине. Следовательно, что шум малой и средней интенсивности не только не нарушает простейший акт восприятия сигнала - его обнаружение, но может даже ускорять ответную реакцию. При уровне шума 70 дБ время реакции на щелчок увеличивалось, то есть наблюдали маскировку щелчка шумом. На фоне контралатерального шума показатели времени реакции изменялись так же, как и при ипсилатеральном шуме, но количественно они были более выражены. Это связано с отсутствием взаимодействия сигнала и шума на периферии слуховой системы и с разделением путей прохождения сигнала к месту объединения информации в слуховых центрах. Какова же роль путей проведения звука к рецепторам?

Известно, что слуховые ощущения можно создавать искусственно, например, при помощи электрического тока или ультразвука, сфокусированного непосредственно в место расположения рецепторов улитки внутреннего уха. Использование ультразвукового импульса, создающего слуховое ощущение щелчка, позволило нам разделить пути прохождения такого сигнала и обычного акустического шума уже на дорецепторном уровне. Этот методический прием выявил роль так называемых серверных механизмов - наружного и среднего уха, где происходит предварительная фильтрация и усиление звука. Оказалось, что на фоне ипсилатерального шума до 20 дБ порог обнаружения ультразвукового импульса снижался по сравнению с его порогом в отсутствии шума. Таким образом, наблюдалось облегчение восприятия ультразвукового щелчка, достигающего рецепторов по иному пути проведения акустического раздражителя, нежели путь проведения шума, то есть минуя взаимодействие в наружном и среднем ухе. Контралатеральное воздействие шума приводило к аналогичному результату. Тем не менее эти данные свидетельствовали о некотором, хотя и слабом взаимодействии щелчка и шума на рецепторном уровне, несмотря на их существенные спектральные различия.

Об особенностях анализа звуковой информации можно судить также по электрической активности структур мозга, зарегистрированной с поверхности черепа. Электрические колебания с коротким скрытым периодом, отражающие активацию слухового нерва и первых уровней центрального слухового пути показывают, что акустический шум до 20 дБ не влияет на восприятие звукового сигнала. Наблюдались, однако, изменения амплитуды вызванных средне- и длиннолатентных электрических колебаний на щелчки в условиях шума, в частности волн со скрытым периодом около 200 мс, которые соотносятся с временами возникновения элементарного ощущения. Эти данные свидетельствуют о взаимодействии информации о различных по частотному составу сигнала (щелчка) и шума в центрах слуховой системы.

По сравнению с обнаружением одиночного сигнала более сложным актом восприятия является анализ признаков и идентификация различных звуков. Он происходит при реализации важной для выживания человека функции слуха - локализации источника звука, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Она дает нам возможность избежать нападения сзади, выручает нас в темноте или в тумане, когда роль зрения невелика или отсутствует. Каким образом на эту способность влияет шум?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, поясним, как происходит определение положения звукового источника. Представим себе сферу, в центре которой находится голова человека. Положение источника звука принято описывать в сферической системе координат, так как это хорошо согласуется с физиологическими механизмами локализации. Азимутальный угол (слева-направо) оценивается слуховой системой по разнице в интенсивности сигналов и времени их попадания в левое и правое ухо. Имеют значение также изменения в спектре звукового сигнала, которые возникают при прохождении наружного уха под разными азимутальными углами. Элевация (вверх-вниз) определяется в основном по "западениям" в спектре сигнала, которые также возникают в результате прохождения звука через ушную раковину под разными элевационными углами. Радиус сферы или удаленность от источника звука оценивается по уровню интенсивности сигнала, а при расстояниях более 15 м также по снижению доли высоких частот в спектре сигнала, так как воздух поглощает звуки высоких частот гораздо сильнее, чем низких.

Различие в механизмах анализа пространственной информации по трем координатам привело к формированию не только специализации всех центральных отделов слуховой системы вплоть до коры головного мозга, но и к латерализации их функций. Так, правильная оценка направления радиального перемещения источника звука больше страдает при поражениях левых лобной, височной и теменной областей коры головного мозга, тогда как при правосторонних теменных и височных поражениях больше нарушается восприятие сигналов перемещения в азимутальном направлении [5-6]. Эти результаты позволили нам высказать предположение о наличии в слуховой системе двух относительно независимых друг от друга каналов передачи информации о параметрах движения источника звука в пространстве. Один в большей степени связан с работой левополушарных структур и передает информацию об изменениях интенсивности. Во втором канале окончательная обработка бинауральной информации происходит преимущественно в правом полушарии, за счет сравнения временной информации о сигнале, поступающей от левого и правого уха.

При оценке абсолютных положений источника сигнала в присутствии шума оказалось, что точность анализа пространственной информации различается по трем осям: ошибка для лево-правого и верхне-нижнего направлений была значительно ниже, чем для передне-заднего направления. Последняя была не только больше по величине, но и быстрее ухудшалась с уменьшением отношения сигнал/шум. Однако, если влияние шума на локализацию неподвижных звуковых источников, а также на оценку движения в азимутальном направлении активно изучалось в различных научных лабораториях, то способность человека оценить параметры радиального движения звукового источника в шуме до сих пор не исследовалась и стала задачей нашей работы. Сначала нами была обоснована и изучена модель движения, состоящая из последовательности импульсов, линейно модулированных по амплитуде и частоте. Обладая большим числом параметров, эта модель позволяла имитировать многие признаки движения: изменение амплитуды и спектра при изменении расстояния до источника, непрерывность, равномерность и различную скорость движения. С помощью этой модели нами были определены условия, при которых воспринимается непрерывное движение; установлены основные физические параметры акустической стимуляции, формирующие приближающиеся и удаляющиеся звуковые образы. Далее нас интересовал вопрос: каким образом изменится оценка человеком приближения и удаления в шуме? Результаты двух примененных при ответе на этот вопрос методов - психоакустического и электрофизиологического, хорошо согласовывались между собой.

В психоакустическом исследовании участникам эксперимента предлагалось определить направление движения (приближение или удаление) в условиях тишины и на фоне непрерывного белого шума среднего уровня интенсивности. В условиях шума число ошибок при определении направления движения возросло почти в 1,5 раза. Причем, если число ошибок при оценке приближения изменилось незначительно, то для оценки удаления этот показатель увеличился в 3 раза. Способность определить приближение звукового источника сохранилась, а способность оценить удаление значительно ухудшилась. В результате, в шуме соотношение числа ошибок при оценке удаления по сравнению с приближением стало 1:1, тогда как в тишине оно было 1:3. Другими словами, "выравнивание" правильности опознания направления изменения амплитуды по количеству ошибок, свидетельствует о большей помехоустойчивости восприятия приближающихся сигналов и об отсутствии преимуществ в восприятии приближения и удаления звука на фоне шума средней интенсивности.

В электрофизиологическом исследовании мы провели сравнение амплитуды длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов в ответ на сигналы, моделирующие приближение и удаление звукового источника. В тишине величины вызванных ответов на "приближение" и "удаление" звукового источника существенно различались (в 1,5 - 2 раза). На фоне непрерывного шума ситуация изменилась неожиданным образом: если ответ на удаление уменьшался примерно вдвое, то ответ на приближение почти не изменился. Эти показатели электрической активности мозга четко коррелировали с правильностью оценки направления движения. Действительно, высокая амплитуда ответа определяет "четкость" полученной слуховой системой информации о сигнале, и, соответственно, возможность правильной ее идентификации. Малая амплитуда, наоборот, свидетельствует о неопределенности информации и коррелирует с большим числом ошибок при ее оценке. Эти данные соотносятся также с биологической значимостью приближения и удаления звучащего объекта: определение качества приближающегося объекта более важно.

Чтобы избежать столкновения с звучащим объектом, нужно определить наличие опасности и узнать в каком направлении движется объект. Известно, что при уменьшении длительности звучания способность оценить направление движения звука нарушается до полной невозможности определить этот признак. Важным параметром для оценки этой способности является минимальная длительность сигнала, при которой еще можно дать точную оценку направления движения. По нашим данным в условиях тишины эта величина составляет 400 мс, а наличие непрерывного шума с уровнем интенсивности до 40 дБ не влияет на этот параметр восприятия. Таким образом, с точки зрения возможности избежать столкновения с движущимся звуковым источником фоновый шум среднего уровня интенсивности относительно безопасен.

До сих пор нами рассматривалось действие непрерывного шума. В реальных ситуациях, однако, шумовая помеха имеет непостоянный, прерывистый характер. Если сигнал и шум разделены во времени, то говорят о последовательной маскировке. В зависимости от порядка, в котором следуют шум и сигнал, различают прямую и обратную маскировку. Когда первым звучит шум, за которым следует сигнал, маскировку называют прямой. Действие этой маскировки определяется главным образом механоэлектрическими процессами в периферических отделах слуховой системы и завершается в течение 50 мс. При обратной маскировке первым звучит сигнал, за ним следует шум. В этом случае действие маскировки связано также и с анализом информации в центральных отделах слуховой системы и для процессов распознавания сигнала оно существенно больше. При исследовании действия обратной маскировки на восприятие модели радиального движения мы обнаружили, что такая маскировка может не только затруднять анализ признаков сигнала, но и при определенном интервале времени между сигналом и маскером ускорять принятие решения при оценке направления движения. Так, уменьшение времени реакции выбора наблюдалось при временной задержке сигнала относительно маскера на 500 мс.

До сих пор мы рассматривали шум как нечто внешнее, привнесенное. А как же будут вести себя различные отделы слуховой системы человека - воспринимающие, передающие и обрабатывающие информацию о внешних звуках на фоне собственной речевой активности? Попытка ответить на этот вопрос была сделана с помощью электрофизиологического метода. У здоровых людей с хорошим слухом от поверхности черепа отводили слуховые потенциалы, которые возникали на щелчок. Схема изменения в шуме волн электрических потенциалов с разными скрытыми периодами, связанных с активацией различных структур слуховой системы, представлена на рис. 5. При "активном пении", когда человек воспроизводит мелодию электрическая активность слухового нерва на щелчок незначительно возрастает или не изменяется вообще, как и при действии внешнего шума. Слуховой вход остается "открытым" для всех звуков. Иная картина наблюдается для волн со скрытыми периодами до 20-40 мс, соотносящихся с активностью подкорковых слуховых ядер. Они немного увеличиваются на фоне шума и прослушивания записанного на магнитофон пения испытуемого (внешний звук), но резко возрастают при включении собственного голоса. Следовательно, на уровне подкорковых отделов мозга работает не только механизм выделения сигнала из шума, но и механизм "усиления" внешних сигналов на фоне звуков, активно продуцируемых человеком. "Усиленный" потенциал имеет больше шансов перераспределяться в равных долях по разным отделам мозга. Волны со скрытыми периодами до 100 мс, отражающие приход сенсорного стимула в кору головного мозга, мало изменяются по величине на любом звуковом фоне : даже при активации собственного голоса они почти не отличаются от потенциалов, зарегистрированных в тишине. Это значит, что эти волны приходят к коре уже после перераспределения слуховой информации на подкорковом уровне и слабо отражают процессы взаимодействия сигнала и голоса. В то же время волны потенциалов со скрытыми периодами более 200 мс резко уменьшаются при голосовой активности. Если учесть, что корковые потенциалы со скрытым периодом порядка 300 мс (225-400 мс у разных людей) соотносятся с окончательным опознанием стимула, с его идентификацией, то уменьшение именно этого комплекса волн на фоне речеголосовой активности может отражать механизм выбора, в основе которого всегда лежит подавление одной реакции за счет другой. Поскольку в наших исследованиях человек по инструкции должен был следить за правильным использованием голоса, не исключено, что уменьшение поздних корковых волн слухового потенциала было связано также и с направленностью внимания.

Итак, широкополосный шум низкого и среднего уровней интенсивности позволяет человеку удовлетворительно анализировать звуковую информацию и выполнять сложные задачи, связанные с анализом признаков звука. Мы наблюдали две ситуации, в которых действие шума может даже улучшать восприятие полезного звукового сигнала: 1. действие шума слабой интенсивности (до 20 дБ) заглушает внутренние шумы организма и создает своеобразный звуковой "комфорт"; 2. шум, следующий за сигналом через определенный промежуток времени (0,5 с) улучшает его распознавание. И еще один важный вывод : на фоне собственной речи человек получает звуковую информацию извне без помех и лишь процессы, происходящие на уровне коры головного мозга, вероятно связанные с направленностью внимания, влияют на ее дальнейшее осознание и использование человеком.

Каков же диапазон практического приложения результатов исследований, о которых шла речь выше? От звукового оформления компьютерных игр и создания "виртуальной акустической реальности", до подготовки летного состава различного назначения и оценки условий работы летчиков-космонавтов. Проблема имеет также медико-технический и чисто медицинский аспект. В первом случае речь идет о разработке методов защиты от разных по природе и уровню шумов. Во втором - о возможностях компенсации собственных ушных шумов и снижения помехоустойчивости слуха при патологических процессах и травмах. Эти и многие другие вопросы находятся в сфере нашего внимания и будут исследоваться при выполнении текущего гранта. Авторы искренне надеются, что их теоретические и экспериментальные разработки будут в ближайшем будущем затребованы в практической работе как врачей, так и создателей новых поколений тренажеров для самых разных групп операторов

обсудить на форуме

  CПИСОК СТАТЕЙ

Сайт создан в системе uCoz