новости разведки

новости генетика

тема недели

интересное о предках

новое о динозаврах

ботаника

статьи Соколова Д.Б.

зоология

юриспруденция

биографии великие

словарь терминов

Юмор

каталог сайтов

друзья

новости сайта

награды сайта

биннеры сайта

об авторе

 

 

 

предлагаем недорогие грузоперевозки по России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы с сайта Vesti.ru.

Реконструируя животный мир далекого прошлого, палеозоологи обычно строят свои модели на основе изучения вещественных находок - костей вымерших животных или их отпечатков в осадочных породах. Многолетняя практика археологических раскопок привела меня к твердому выводу, что для восстановления объективной картины этих источников недостаточно. Костный материал, полученный при раскопках в Чернигове и Пскове, показал, что, кроме костей домашних и промысловых животных, никаких других выявить не удалось.

Между тем письменные источники в сочетании с памятниками изобразительного и прикладного искусства резко расширяют наши представления о богатстве и разнообразии животного мира Древней Руси.

В "Повести временных лет", в Ипатьевской летописи и в "Слове о полку Игореве" упоминается некое животное под названием "пардус". Историки, филологи, зоологи, литературоведы, поэты уже давно пытаются расшифровать этот термин. "Пардус" - слово латинское, восходящее к греческому корню и означает "барс" или "леопард". С изначального греческого оно переводится как "пестрый". Двойственность семантики породила определенную нечеткость производных от этого корня слов. Попытка перевести слово "пардус" в латинском варианте как "барс" или "леопард" успехом не увенчалась. В древнерусских письменных источниках встречается слово "пардусник", которое означает человека, приставленного к пардусам (по аналогии - борзятник, сокольничий.) Трудно допустить, что в домонгольское время существовала профессия людей, наблюдавших за леопардами. Злобный и мрачный хищник леопард совершенно не поддается приручению и дрессировке.

Еще в середине XIX века Н.Я.Аристов отожествлял пардуса с рысью. Однако такой перевод был явно далек от истины, так как в древнерусском языке было слово "рысь". С.Шамбиного, В.Фшига, Г.Истрин упорно пытались доказать, что пардус - это барс. Как и крупнейший языковед М.Срезневский, принявший латинский вариант перевода. Известный поэт и переводчик "Слова" А.Югов склонялся к переводу - "леопард". Отметим, что с позиций таксономии "барс", "леопард" и "пантера" - три разных названия одного и того же вида Раnthera pardus. Биологически безграмотным было истолкование названия загадочного зверя, предложенное поэтом И.Новиковым в 1933 году. Он утверждал, что под именем "пардуса" скрывался гепард или "охотничий леопард". Его не смутило то обстоятельство, что гепард и леопард - разные виды. Кроме того, "охотничьих леопардов" не было и быть не могло, ибо леопардов никому никогда не удавалось приручить.

В 1946 году киевский биолог и натуралист профессор Н.В.Шарлемань первым высказал предположение, что в Древней Руси пардусами называли гепардов. Однако его трактовка не получила всеобщего признания. Приняв перевод Н.В.Шарлеманя, я попытался проследить историю гепардов в Древней Руси.

В результате проделанной работы удалось установить, что в домонгольское время этих красивых и сильных кошек, которые к тому же легко приручались, держали в качестве охотничьих зверей на княжеских "ловах", как тогда назывались охотничьи забавы. Среди всех четвероногих гепарды - абсолютные рекордсмены по спринтерскому бегу на короткие дистанции. В погоне за добычей они развивают феноменальную скорость - более 100 километров в час.

Понятно желание русских князей иметь у себя этих зверей. В период развитого средневековья западные феодалы также содержали на своих дворах охотничьих гепардов.

Хотя пардусы содержались при дворах русских князей, их дикой популяции в Европе никогда не было. На Русь они попадали из-за Каспия по каналам торговых или дипломатических связей. Наряду с дорогим восточными скакунами - аргамаками (ахалтекинцами), пардусы входили в состав подарков представителям высших эшелонов феодальной аристократии.

По-видимому, древнерусские люди хорошо знали экстерьер и характер гепардов. Их изображения встречаются среди изделий медного художественного литья домонгольского времени, предназначенных средним слоям общества. Так, в собраниях Эрмитажа хранятся подвески, точно воспроизводящие вид гепарда, который из за своих длинных ног внешне напоминает собаку.

Сидящий на задних лапах в ошейнике (знак того, что это домашнее животное), пардус запечатлен на миниатюрах киевского "Изборника" 1073 года.

С захватом южнорусских степей половцами, а затем, после 1240 года, татарами, связи с Востоком и Средней Азией, где обитали гепарды, были оборваны, и животные перестали попадать на Русь. В связи с этим и сообщения о них в письменных источниках, и подвески с их изображениями постепенно исчезают.

Большие затруднения возникли и при попытках расшифровать словосочетание "лютый зверь". Впервые оно встречено в записи "Повести временных лет" (1074 год). Там помещен рассказ о том, как киево-печерский монах Исакий, страдавший, видимо, расстройством психики, видел кошмарные сны, в которых его мутили бесы. Он рассказывал братии, что нечистая сила принимала образы "медведя, иногда лютого зверя, иногда вола, (...) то вползали к нему змеями или жабами или мышами и всякими гадами...".

В "Поучении" Владимира Мономаха (около 1117 года) сохранился рассказ о том, как на него во время охоты напал лютый зверь. Это служилось между 1078 и 1094 годами, когда Владимир княжил в Чернигове. Во время охоты князь был на коне и хорошо вооружен. Следует учитывать, что Владимир Мономах был смелый и тренированный воин, возглавивший не один военный поход и принимавший личное участие в сражениях. Вспоминая свою молодость, великий князь писал: "...лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул и Бог сохранил меня невредимым".

В "Слове о полку Игореве" (1185 год) о князе-волхве Всеславе Полоцком сказано "...отскочил от них лютым зверем в полночь из Белгорода". В "Слове или сказании о книгах истинных и ложных" (ХII век) читаем: "...рыщут лютым зверем и вепрем диким, волком, летают змеем, рыщут рысью и медведем". Наконец, в древнерусской "Повести о прекрасном Девгении" В.Ф.Миллер нашел упоминание о встрече Девгения с "лютым зверем", которого он убил, ударив мечом по голове.

На протяжении почти двух веков с момента публикации "Слова о полку Игореве" в 1800 году историки, филологи, зоологи, поэты пыталась расшифровать словосочетание "лютый зверь". С равным успехом были предложены все крупные хищники, бытовавшие в Восточной Европе за последнюю тысячу лет. Называли львов, тигров, медведей, волков, рысей. Но ни одно из названных животных не получило эксклюзивного права на звание "лютого зверя".

Зоологи хорошо знают, что тигры никогда не встречались на территории Восточной Европы. Небольшая популяция европейского льва, бытовавшая в античное время на Балканах, была истреблена в начале Новой эры. Медведи были известны под своим современным названием, а волки и рыси не могли представлять смертельной угрозы хорошо вооруженному и тренированному воину, каким был Владимир Мономах. Сообщать потомкам, что только Божья помощь спасла его от нападений волка, было просто неприлично. Из литературы известно, что в XIX веке молодые казаки верхом охотились на волков с одним арапником в руках. Весьма примечательно, что такой страстный охотник, каким был князь Владимир Мономах, за свою долгую жизнь лишь один раз встретился с лютым зверем. Значит, это животное уже в конце XI века было редким.

Высказывалось предположение, что "лютый зверь" - не название реального хищника, а собирательный художественный образ, воплощение злобных, враждебных человеку сил природы. Хотя эта гипотеза и принадлежит известным ученым, ее невозможно принять. Мифологическое существо или собирательный художественный образ невозможно убить ударом меча по голове. Абстракция не может сбить боевого коня с тренированным наездником, как это случилось с Владимиром Мономахом.

Уже было сказано, что на князя не мог напасть ли лев, ни тигр, ибо в конце XI века они не водились в лесах под Черниговом. Но если даже допустить невероятное, что какие-то случайные особи все же появились там, они просто в силу своих размеров не могли вскочить на бедра всадника. Математический расчет показал, что зверь, напавший на Мономаха, должен был весить около 70 килограммов. Боковой удар такого хищника может опрокинуть всадника с конем. Тщательный анализ всех сведений о лютом звере позволяет моделировать его синтетический образ. По-видимому, то был ночной хищник, способный как тень растворяться в ночной мгле. Размером он был меньше медведя, но больше волка, по силе и агрессивности превосходил и того и другого.

После долгих размышлений я пришел к выводу, что "лютым зверем" в Древней Руси называли леопарда. На первый взгляд, версия вызывает сомнения. Каким образом леопард мог оказаться в XI веке в черниговских лесах? Однако украинские палеонтологи, в том числе академик И.Г.Пидопличко и В.Н.Топачевский, подтвердили, что в археологических материалах юга Украины часто встречаются кости леопардов. Киевский зоолог И.Н.Чеканчи сообщала, что в раскопках Феодосии в слоях VII века она выявила кости леопардов. Известный ленинградский палеозоолог профессор Н.К.Верещагин рассказал автору, что, судя по анализу костного материала, добытого при раскопках в Крыму, леопарды водились на полуострове еще в позднее средневековье. От Крыма до мест охоты Мономаха под Черниговом по прямой около 600 километров, отдельные животные, преследуя копытных, могли легко преодолеть такое расстояние. Этот факт снимает разрыв во времени, так как леопарды обитали в Крыму еще несколько веков после охот Мономаха.

По видимому, в XI веке на Руси не существовало таких слов как "барс", "леопард", "пантера". Греко-латинское слово "пардус" имело точный адресат и не могло быть одновременно названием леопарда и гепарда. Леопарда называли описательно, но вполне точно - "лютый зверь". В Замбии и Анголе, где мне пришлось работать, негры говорили, что леопард - самое грозное животное Африки. Могучий лев перед нападением предупреждает свою жертву грозным рычанием, а леопард атакует молча, неожиданно, как призрак возникая в ночи.

Слово "леопард" вошло в русскую лексику не раньше ХV века или даже позже. В "Азбуковнике или сказании о неудобь познаваемых словах" по списку конца ХVI - начала XVII веков сохранилась запись: "Леопард есть зверь лют, тако именуемый". Расшифровка авторами толкового словаря ХVI - XVII веков этого слова говорит, что в то время название "леопард" было еще новым, необычным и нуждалось в объяснении.

Итак, в памятниках письменности Древней Руси можно обнаружить интересную информацию о целой группе животных, которых следует отнести к объектам криптозоологии. Помимо перечисленных в данной статье, можно рассказать об исчезнувших турах, куланах, изюбрах, диких конях - тарпанах, которые когда-то бродили по степным просторам южной России. Но это уже будет сюжетом другой статьи.

 СПИСОК СТАТЕЙ

Сайт создан в системе uCoz