новости разведки

новости генетика

тема недели

интересное о предках

новое о динозаврах

ботаника

статьи Соколова Д.Б.

зоология

юриспруденция

биографии великие

словарь терминов

Юмор

каталог сайтов

друзья

новости сайта

награды сайта

биннеры сайта

об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SpyLOG

Этот новый раздел будет курировать Дмитрий Борисович Соколов, любезно предоставивший мне свои великолепные материалы.

Сборник ИИЕиТ РАН -

П Р Е Д И С Л О В И Е

 

   Первый выпуск, предлагаемого вниманию читателей сборника, посвящен актуальнейшей проблеме современного научного познания: социокультурным факторам науки, которая рассматривается как сложный социальный феномен. В его основу  вошли расширенные материалы докладов, звучавших на секции социокультурных проблем наукив рамках годичной конференции ИИЕиТ РАН. Секция была организована Центром Истории Социокультурных проблем науки и техники (ЦИСКПНиТ) ИИЕиТ РАН, возглавляемым доктором биологических наук  Еленой Борисовной  Музруковой.

   Каждая культурная форма цивилизации имеет свою систему  свою методологию, обеспечивающую различные способы интерпретации объективной реальности. На сегодняшний день не вызывает сомнения, что развитие науки неотъемлемо связано с социокультурным фоном,  характерным для той или иной исторической эпохи.  И не играет большой роли, в какой терминологии отражается эта связь: исследовательские программы и научные школы, парадигмы и эпистемы,  или иные  философские понятия. Гораздо важнее, на наш взгляд, показать нелинейность развития науки в определенных исторических условиях. Эта нелинейность, обуславливаемая социокультурными условиями, которые определяющт проблематику исследований и их каузальную направленность, часто ускользает от внимания авторов узкоспециальных исследований. В этом нет ничего удивительного. Специальное исследование – детище определенного временного промежутка, понимание его обусловленности не входит в задачу  специалиста в той или иной области знания. Однако, интерпретация достижений науки в контексте  достижений человеческой культуры насущно необходима. И это важно не только, для трансляции полученных знаний в систему образования, но и в более широком аспекте. Фактически, такая интерпретация необходима для формирования целостной научной картины мира.

   Под социокультурными условиями понимаются  различные факторы, косвенно или прямо воздействующие на науку. Среди них основополагающее значение имеют исторические, философские и экономические  изменения, происходящие в социокультурной сфере. За счет них происходят изменения на мировоззренческом уровне, обуславливающие развитие науки в ту или иную историческую эпоху. Они формируют концептуальную структуру науки и дают возможность формировать социальный заказ, определяющий деятельность научных сообществ.

   Научная теория также может быть представлена в качестве социокультурного феномена, она характеризует не только совокупность каких-либо эмпирических фактов, выраженных в природных явлениях, но и дает нам повод для наблюдения широкого спектра социальных явлений культурного пласта давшей ей жизнь эпохи.  Общепринятый образ анализа природных явлений в письменных памятниках истории  отражает,  прежде всего, результат проявления  специфического характера ориентиров обусловленных временными рамками той или иной эпохи.

   Современные отечественные философы отошли от интерпретации развития культуры и определяющей роли общественного бытия только с точки зрения совокупности производственных экономических отношений. Этот аспект был заменен  многими определениями, однако, к сожалению, его многоплановость, часто пытаются уложить в прокрустово ложе частных понятий науковедения. На наш взгляд, социокультурный подход наиболее актуален и отражает  историческую реконструкцию.  Методология культуры влияет и на построение методологии естествознания, но это явление так широко и многопланово, что его объяснение, требует нового целостного философского подхода. Позитивизм в научном видении социокультурных факторов, отражает позицию «свободного наблюдателя-историка» в смысле фиксации процесса получения знания. В этом глобальная новизна такого подхода, позволяющая охватить такое многоплановое явление как наука. Системы мышления в результате такого анализа автономны и независимы от отдельных авторитетов. Научное знание будет располагаться перед нами не как застывшее переходящее из одного образования в другое, а, с одной стороны, как деятельность ученых, с другой, как детище своего времени, обусловленное  именно той эпохой, когда оно было получено.

   Изучение социокультурных факторов развития науки не только просто науковедческая задача. Исследование этих факторов имеет область применения в конкретных отраслях системы образования. На их основе могут быть созданы новые средства обучения: хрестоматии по истории науки (согласно изучаемым учебным предметам); электронные учебники; специальные тематические страницы в интернете, посвященные истории конкретных научных дисциплин, которые могут служить дополнение уже существующих  программ средней и высшей школы. Это заполнит тот «вакуум», который образовался между теориями, излагаемыми в учебнике и интерпретацией их исторической и социокультурной обусловленности.

   В данном выпуске в основном рассматриваются естественные науки, однако редакционная коллегия готова к сотрудничеству со специалистами всех областей, занимающимися сходными проблемами. В дальнейшем  возможна публикация тезисов работ молодых ученых, аспирантов и соискателей ИИЕиТ РАН (а также и других научных учреждений) соответствующих тематической концепции нашего издания. Мы благодарны всем, кто принял участие в работе нашей секции.

 

                                                       д. б. н. Е. Б. Музрукова, к.б. н. Д. Б. Соколов 

 

 

К стартовой странице Д.Б.Соколова и списку статей>>>

Сайт создан в системе uCoz